Арт-терапевтическая техника “Дверь”

Если человек жалуется на повторение ошибок и невозможность получить желаемый результат, чтобы прояснить ситуацию, рисуем с ним «Дверь».
И тогда становится понятно, что важней сейчас:
– покинуть зону комфорта или наоборот найти и войти в нее?
– Какую роль играет недоверие при отсутствии личной жизни?
– Сколько места во внутренней реальности занимает проблема?
Эта техника помогает увидеть причины переживаемых сегодня проблем.
ИНСТРУКЦИЯ.
Перед Вами находится лист бумаги формата А4. С помощью изобразительных материалов, которые Вам больше нравятся, нарисуйте на нем дверь.
(Как правило, следует множество уточняющих вопросов. Желательно никаких рекомендаций больше не давать, ссылаясь на то, что в инструкции больше ничего не сказано.)
Дверь готова? Отлично!
Теперь возьмем второй лист бумаги и нарисуем ТО, что, по-вашему, находится за дверью. Времени для работы достаточно. Желательно при выполнении рисунка не спешить. И если есть необходимость прорисовать детали, сделайте это. По окончании рисунка, обсуждаем следующие вопросы:
– Дверь открыта или закрыта?
Закрытая, особенно на замок, дверь, может говорить о недоверии к миру и людям. Причиной такого недоверия часто служит детская травма непринятия.
– Как выглядит дверь? Если рисунок содержит множество деталей, изображен старательно и красиво, значит изображающий много сил и энергии тратит на представление себя миру. Очень зависим от мнения окружающих и страдает от комплекса неполноценности.
– Кто и при каких обстоятельствах может в нее зайти? Вопрос о способности впустить в свой эгоизм и строить долгосрочные отношения.
– Дверь ведет в помещение или на улицу? Если дверь ведет на улицу, значит у человека нет вопросов, фиксации на проблемах в отношениях с собой и окружающими. Или они его в данный момент времени не волнуют. Такие люди готовы покинуть свою зону комфорта и воспринимать жизнь как путешествие.
Если дверь ведет в помещение, то следует уточнить вид помещения.
– Изображен дом, офис или другое значимое здание?
– Есть внутри помещения люди? Кто они? Здесь уже речь пойдет о возможной зависимости (фиксации на значимых объектах). Чем неприятнее говорить о том, что за дверью, тем сложнее проблема.
Бывает так, что рисунок выполняется простым карандашом схематично и комментарии почти отсутствуют. Испытуемый демонстрирует полное безразличие к данной методике. Такая реакция может говорить об отрицании человеком своей боли и не желании ворошить болезненные переживания.