Игромания: развлечение или болезнь?

Представление взрослых о счастливом детстве традиционно связано с играющими детьми. У современных детей и игры соответствующие — компьютерные. Иногда родители, давая ребенку смартфон или планшет, невольно формируют у него привычку развлекать себя с помощью компьютерных игр, что со временем может развить зависимость. Попробуем разобраться, зависимость детей и подростков от игр – увлечение или патология?
Безусловно, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Увлечение компьютерными играми может быть как развлечением, так и болезнью, и нет четкой градации, сколько времени в сутки ребенку нужно играть в игры, чтобы его увлечение переросло из обычного хобби в патологическое зависимое поведение.
Патологическая игромания не формируется моментально. На это уходит довольно много времени и ресурсов, и в психологии выделяется несколько стадий формирования зависимости.
Стадии формирования зависимости
Стадия легкой увлеченности. Ребенок время от времени играет в ту или иную игру, и его увлечение никак не влияет на повседневную жизнь.
Стадия увлеченности. На стадии увлеченности появляется потребность в игре, и без ее удовлетворения ребенок испытывает дискомфорт. Тем не менее, эта стадия не является патологической, и игрок может как перейти на стадию зависимости, так и вернуться назад, на стадию легкой увлеченности.
Зависимость. Это уже патологическая стадия, где компьютерная игра занимает лидирующее место в жизни игрока, испытывающего тотальный дискомфорт без компьютерных игр.
Чаще всего родители начинают бить тревогу, когда ребенок находится на стадии увлеченности и уже тратит на игры много времени. Тем не менее, никто из родителей не переживает, если ребенок несколько часов подряд читает книжку или играет на скрипке, так почему же к компьютерным играм в обществе такое настороженное отношение? Потому что это явление относительно новое и недостаточно изученное. Да, существует игромания, но для того, чтобы она сформировалась, нужна совокупность многих факторов – как внешних, так и внутренних.
Зависимость формируется, когда человеку нужно изменить свое психическое состояние, потому что в реальной жизни он испытывает дискомфорт. Это может быть любое неприятное переживание – грусть, обида, страх, скука, усталость, разочарование, но одного такого переживания мало: нужно, чтобы оно повторялось в жизни ребенка регулярно.
Кто находится в группе риска по формированию зависимого поведения?
Дети из неблагополучных семей, где родители страдают зависимым поведением, и ребенок повторяет именно такую модель поведения. Когда папе психологически дискомфортно, он выпивает, например, а ребенок начинает играть в компьютерные игры, и с их помощью избавляется от тревожности.
Дети, в чьих семьях часто происходят конфликты, чьи родители развелись, у кого стрессовые ситуации возникают чаще всего именно внутри семьи.
Дети, обладающие низкой самооценкой. Во время игры ребенок может стать самым «прокачанным» игроком, и ему будет нравиться то осознание «крутизны», которого у него нет в реальной жизни, поэтому он будет возвращаться к игре, чтобы снова пережить это ощущение. Возможность бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки — почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.
Дети с низкой мотивацией к обучению. Обратите внимание, что не всегда плохая успеваемость – следствие игромании, иногда бывает и наоборот: ребенок, у которого нет мотивации к обучению, тратит свое время и ресурсы на другую деятельность – например, на компьютерные игры.
Дети, испытывающие проблемы в общении со сверстниками. Особенно это касается подростков, у которых ведущая деятельность – это интимно-личностное общение. Особую популярность сейчас приобретают сетевые игры, в которых игроки могут общаться между собой, тем самым удовлетворяя потребность в общении и наверстывая то, что в реальной жизни упущено.
Признаки зависимости у ребенка
Как понять, что ребенок уже перешел со стадии увлеченности на стадию зависимости? Есть несколько признаков:
Ребенок проявляет свою активность только в виртуальном мире, замещая реальную жизнь.
Ребенок идентифицирует себя с героем, которым он играет. «Я орк 8-го левела!» — слышали такое от своего ребенка? Если да, то стоит насторожиться.
Ребенок настолько погружается в игру, что забывает об удовлетворении своих базовых потребностей – сходить в туалет, поесть, поспать, помыться.
У ребенка резко падает успеваемость. Важно именно резкое изменение – раньше учился хорошо, а теперь вдруг нахватал двоек.
Потеря интереса к другим хобби и видам деятельности. Ребенок начинает прогуливать и школу, и дополнительные занятия, кружки и секции.
Потеря интереса к своему внешнему виду. Это довольно яркий признак, который чаще всего проявляется у зависимых подростков. В норме тинейджеры, наоборот, уделяют огромное значение своему внешнему виду.
Увлечение компьютерными играми может быть просто хобби, как танцы или чтение. Что хорошего может принести ребенку компьютерная игра?
Развитие логического и пространственного мышления. Компьютерные игры не всегда «тупые» и «бездумные»: здесь нужно решать логические задачи, проходить интересные квесты и развивать мышление.
Способность быстро принимать решения. В сетевых играх важен соревновательный момент – кто первым примет правильное решение, тот и перейдет на новый уровень.
Удовлетворение потребности в общении.
Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?
Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь, и оградить себя или своего ребенка от них невозможно, да и не нужно. Увлечение становится патологическим лишь тогда, когда ребенок замешает свою реальную жизнь виртуальной. Поэтому нужно бояться не компьютера или компьютерных игр, а потери связи и доверия своего ребенка, ведь разрыв детско-родительских отношений – один из факторов формирования зависимого поведения.
С зависимым поведением работают психологи и психотерапевты, справиться с этим состоянием самостоятельно практически невозможно – велик риск лишь изменить одну зависимость на другую. Не бойтесь обращаться к специалистам – в этом нет ничего постыдного, это нормальное поведение человека, который хочет изменить жизнь к лучшему.
Лечение игровой зависимости у детей проходит весьма успешно, если пресечь ее в самом начале.
Профилактика игромании
Наличие у ребенка хобби
Совместная деятельность в кругу семьи
Личный пример жизни без зависимости
Контроль качества игр — пусть это будут развивающие и познавательные программы и приложения
Компьютерные игры во многом выполняют психотерапевтическую роль, так как дают возможность проработать свои неосознаваемые потребности и желания, изжить свои страхи, тревоги, агрессивные состояния. Уделяйте особое внимание профилактике зависимого поведения, работайте над детско-родительскими отношениями, не допускайте никакого вида насилия в семье, поддерживайте психологический комфорт дома.