Как помочь ребёнку учиться?

Школьная пора – головная боль для многих родителей. Негатива нагоняют и социальные сети, где шутки типа «мама, тебе сегодня орать и орать, потому что много уроков» постоянно попадаются на глаза.
Конечно, нет единого рецепта, как помочь ребенку учиться. Слишком объёмный вопрос: здесь играет роль и возраст ребенка, и его опыт, посещение детского сада, развивающих и дополнительных занятий, ситуация дома, отношения с педагогическим составом – в общем, практически всё. Поэтому обсудим основные вопросы.
Первый класс. Говоря о семилетках, важно помнить, что дети еще никогда не учились. Для них всё впервые: и парты, и школьная форма, и одноклассники, и здание, и новый режим. Чем здесь можно помочь?
Поддерживать, принимать активное участие в школьной жизни ребенка. Спрашивать вечером, что нового произошло, не ругать за каракули в тетрадках, не требовать невозможного.
Больше всего сложностей в первом классе бывает не с чтением и письмом, а с умением выполнять правила, следовать инструкциям, запоминать задания. Так как в первом классе нет домашнего задания, после школы можно поиграть с ребенком в игры на внимание, например, «Найди отличия», «Какой предмет лишний», «Мемори», «Лото» – сейчас в продаже очень много подобных игр, и их несложно сделать самим. Поверьте, такая помощь очень важна!
Первоклассникам очень важно научиться следить за чужой мыслью, и здесь поможет игра «Птичка в клетке»: рисуем квадратное поле 3*3. В середину ставим птичку (монетку, фигурку из «Лего», пуговицу) и комментируем ее передвижения: «вверх, вправо, вниз, вниз». Ребенку через несколько ходов надо вычислить, где находится птичка. Сначала можно двигать ее по своему полю, но со временем учите ребенка перемещать предмет в уме.
Еще одна сложность для первоклашек – адаптация.
Как смягчить адаптацию? Хвалить ребенка, уделять ему внимание, следить за соматическим здоровьем, не перегружать первоклашку дополнительными занятиями и кружками, обязательно давать высыпаться, ведь многие дети еще совсем недавно спали после обеда в детском саду.
Надо выяснить, с чем связаны сложности. Это может быть индивидуальная черта («не дано» понимать конкретный предмет), могут быть проблемы в отношениях с педагогом или слишком высокая нагрузка вне школы.
Возрастная особенность младшего школьного возраста – большой авторитет педагога. Именно от личности педагога в подавляющем большинстве случаев зависит успеваемость ученика, и речь не о любимчиках, а о мотивации. Хороший педагог начальных классов учит ребенка учиться, умеет мотивировать и хвалить. Если у малыша не ладятся отношения с учителем, а от этого страдает успеваемость, следует обратиться к школьному психологу – он поможет им найти общий язык.
Если сложности складываются с конкретным предметом, выражайте готовность помогать ребенку дома: делать вместе (это не значит «за») домашние задания, разбирать непонятные темы. Иногда дети стесняются задавать вопросы учителю, и если в вашем случае это так, можно подойти к педагогу с ребенком и попросить его еще раз объяснить какой-то пример. Ваша поддержка всегда необходима малышу.
Стоит уделить особое внимание теме оценок: пятерки и четверки – не мерило «хорошести». Объясните ребенку, что вы всегда будете его любить, а оценки можно исправить.
Младших школьников родители часто перегружают кружками и секциями. Конечно, развитый ребенок – мечта каждого родителя, но, согласитесь, не так важно, насколько хорошо ребенок умеет играть на фортепиано, если он к третьему классу так и не научился ровно писать. Школьное обучение в этом возрасте должно быть на первом месте, отдых – на втором, и только на третьем – танцы, рисование, футбол и плавание. Если ребенок устает, не может сконцентрироваться на уроках, не успевает делать домашние задания, то откажитесь от одной из секций. К ней всегда можно будет вернуться, если успеваемость поднимется до нужного уровня. Главная задача сейчас – не перегрузить школьника, ведь без базы младшей школы в средней и старшей он просто не сможет догнать своих одноклассников.
Помощь подросткам
Проблемы с учебой не минуют и подростков. Причин здесь масса: гормональная перестройка организма, смена ведущей деятельности (с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками), появление новых интересов (или выделение одного доминирующего – например, интерес к точным наукам), высокий уровень стресса из-за приближающихся экзаменов и т.д. Хочется всё попробовать, появляется новый чувственный и телесный опыт, с которым иногда бывает сложно свыкнуться и научиться жить дальше. Чаще всего, учеба просто отходит на задний план, и на первый выходят общение и эмоции. В подростковом возрасте уже не получится объяснять, что учиться «надо» – тинейджер приведет вам массу аргументов, почему учиться «не надо». Главное сейчас – это мотивация.
Подростковая мотивация редко основана на желании поступить в хороший вуз, потому что в 14 лет институт кажется еще слишком далекой перспективой. К тому же, подавляющее большинство подростков еще понятия не имеет, куда поступать и чем заниматься, поэтому нужно постараться, чтобы ребенку было интересно учиться.
У многих подростков интересы – компьютерные игры, квесты, книги, фильмы. Родители, у которых доверительные отношения с детьми, всегда знают, чем дети увлекается на данном жизненном этапе. А любой интерес можно перевести в увлечение наукой, главное – сделать ее прикладной. Подросткам всегда важно прощупать результат своих знаний, им непонятно, зачем учить какие-то формулы, а важно видеть, как эти формулы выглядят в реальной жизни. Интересуется компьютерными играми? Можно изучать физику с информатикой и создавать собственные игры.
Привлекают косметика и уход за собой? Химия и биология тогда – лучшие подруги: можно изучить состав любимых средств и попробовать создать дома свои собственные. Подросток завел свой блог? Да это же прямой путь к карьере журналиста, а литература и русский язык помогут сделать блог более интересным для читателей.
К сожалению, многие ученики выпускных классов слишком сильно переживают из-за предстоящих экзаменов, и эта длительная стрессовая ситуация мешает им хорошо учиться. Тревожные симптомы: нарушение сна, аппетита, частые депрессивные настроения, низкая самооценка, отсутствие веры в себя и в свои силы. Что делать? Объяснять, что экзамены – это не конец света, что даже в случае провала мир не рухнет. Любой опыт важен, в том числе, и опыт проигрыша. Оценки – лишь чье-то мнение, экзамен – лишь еще один этап. От результатов ЕГЭ многое зависит, но не вся жизнь, помогите подростку это осознать. Если тревожность становится слишком высокой, лучше обратиться за помощью к профессиональному психологу.
Главное – поддерживать инициативу подростка и переводить ее в плоскость школьной программы. Ведь все, что нас окружает – это результат деятельности ученых, а значит, и ваш ребенок может когда-нибудь создать что-то свое. Помогайте тинейджеру учиться, поддерживая его интерес.