Нет сил сделать с любовью? – Не делайте вообще!

Все семьи разные, но может быть кому-то пригодятся эти правила жизни с детьми.

1. Любить (такими, какие есть. Принимать недостатки и ограничения. Нельзя оценивать рыбу по умению залезать на дерево. Дети разные).

2. Жалеть (особенно — школьников и взрослых детей).

3. Прощать.

4. Не лезть, если человек что-то делает сам (да, вы быстрее соберете пазл, заправите кровать, сделаете уроки за первый класс, но научиться надо не вам, а ребенку).

5. Давать ошибаться (в условиях контролируемого эксперимента: нельзя повзрослеть, не потрогав горячий чайник; и не ощутив, что бывает, если сбежать и потеряться и т.п.).

6. Свободное время (в топку жизнь по расписанию, составленному мамой; у детей должна быть свобода, которой надо научиться распоряжаться. Понимаю, что сложно, да и вообще, зачем им свобода, когда есть мама, которая лучше знает, но…).

7. Учить разным способам сказать: я тебя люблю. Убраться в комнате, сходить в магазин и т.п. — ровно об этом, а не об обязаловке. Я тебя люблю, поэтому готовлю еду. Когда завязываю на тебе шапочку покрепче, чтобы уши не продуло, – это тоже мой способ сказать о любви.

8. Не делайте ничего без любви. «Доширак» полезнее, чем еда, приготовленная мамой на грани нервного срыва; беспорядок лучше осатаневшей от уборки родительницы… Нет сил сделать с любовью, не делайте вообще. Да, так можно.

9. Взрослым нужна своя личная жизнь. Хобби, работа, любовники, фитнес, друзья, тишина библиотеки, книги, походы по магазинам, танцы, мотоцикл, — что хотите, лишь бы силы придавало.

10. Не воспитывайте и не наказывайте истерящего и плохо себя ведущего ребенка. Постарайтесь понять, что перед вами. От хорошей жизни истерики не закатывают и бессонные ночи не устраивают. Что делает ребенка именно таким? Это главный вопрос. Злодеями и врединами они не рождаются и умеют только то, чему научились дома.

11. Свет не должен клином сходиться на вас. Общайтесь с соседями и вахтерами, гардеробщицами в Доме культуры, охранниками и продавщицами в магазине. Ваши дети должны знать много разных людей, особенно тех, с кем встречаются регулярно, не допускайте, чтобы они становились невидимыми для них. Это вопрос и безопасности, и социальных компетенций.

12. Школа — работа ребенка, а ваша работа на вашей работе. Каждый делает свою работу хорошо. И не надо проверять уроки. До вас придумали про всевидящего и вездесущего, чтобы с ума не сходить на почве контроля.

13. Ни у кого нет права танком ездить по чужой жизни. Десять раз подумайте, прежде чем развестись. Если это неизбежно — не унижайте своего бывшего партнера и не упрекайте ребенка его генами.

14. Уважайте ребенка, свекровь, папу, учителей, друзей ребенка, собаку, рыбок, консьержку, разные мнения и кактус. Без этого все воспитание идет нафиг.

15. У всех есть право на ошибку. У ребенка тоже. И на прощение есть право.

16. В суде не заставляют свидетельствовать против себя. Ребенок тоже имеет право против себя не свидетельствовать. Звучит подозрительно, но не надо выбивать признания по части того, кто разбил тарелку и нарисовал на стенах. Пусть в вашей жизни будут тайны.

17. Учите самоиронии, юмору. Не приучайте слишком серьезно относиться к собственной персоне.

18. Учите признавать ошибки и исправлять их.

19. Научите не бояться трудностей. Трудно — это нормально. Без труда не выловить и рыбку из пруда…

20. Учите ценить то, что есть. Убираются и моют лапы только те дети, у которых есть дом и собака.

21. Ходите на кладбище, ухаживайте с детьми за могилами. Учите любить при жизни, а не после смерти.

22. Семья — место, где примут и выручат в любой ситуации. Мама не должна быть на стороне учителей. Ее сторона — ребенок. Учителя учат, а жалеет и любит мама.

23. Здоровые привычки формируются вами. Научите получать удовольствие от солнышка, прогулок, вкуса яблока и молодой морковки.

24. Ищите школу/учителя, с которыми ребенку будет хорошо. Если система ломает чадо, не надейтесь, что нарожаете других… Обязательно вытаскивайте ребенка из сложных ситуаций. Сперва выключите из буллинга, прекратите общение с родственниками, страдающими психопатией и пр., а потом разбирайтесь, как этому мог бы противостоять взрослый состоявшийся человек.

25. Ищите интересных людей, учителей, тех, кем восхищаетесь, рассказывайте о них детям. Мне кажется, любимая подружка мамы — человек не менее значимый, чем первая учительница.

26. Организуйте процессы так, чтобы семья от вас не зависела. Делегируйте ответственность домочадцам. Каждый человек в доме должен быть зачем-то нужен. Мама не слуга.

27. Сверхценна только жизнь человека и интерес к жизни. Не спецшкола, не достижения, не то, что на данный момент кажется успехом, не порядок и тем более не отметки.

28. Важны границы, умение их осознавать, уважать и не нарушать. Научите этому в семье, потом воздастся. Кстати, мелкий ребенок имеет все права человека только маленького, братьям и сестрам об этом надо напоминать и учить договариваться с маленькими человеком, учитывать его интересы.

29. Нельзя что-либо понять, не сравнив. Дайте ребенку шанс набрать максимально богатый жизненный опыт.

30. Всегда есть люди, которым можно помочь. Важно их видеть. Бабушку можно с сумками выручить, женщине с коляской подсобить… Учите детей не быть равнодушными и не проходить мимо.

31. Подростки — почти взрослые люди. А взрослые люди знают, что зло должно заканчиваться на них и не идти дальше. На это нужны силы, которых нет у ребенка.

32. Учите видеть хорошее в каждом дне и позволять чудесам случаться.