О принятии в приёмной семье

Для человека, решившего взять в свою семью ребенка, не связанного с ним кровными узами, важно решить множество задач: где ребенок будет жить-спать-учить уроки, каким образом будет построено общение и распределены обязанности, как объяснить правила своего дома и выяснить, чего ребенок ждет, и, что иногда даже важнее, соответствуют ли эти ожидания реальности. Здесь много “технических” вопросов, но ПРИНЯТЬ ребенка в свою семью нужно не только физически, но и психологически.

Что значит ПРИНЯТИЕ? Настолько ли оно важное, чтобы выделять его как тему отдельного разговора?

Принятие – спокойное отражение как достоинств, так и недостатков другого человека, в данном случае ребенка, без критики, преувеличения тех или иных черт. По сути, это нейтральная, объективная и даже в какой-то степени объектная позиция, которая не заменяет любовь, эмоции, стремление узнать человека.

📝Я ПРИНИМАЮ И ЗНАЮ
Если Вы становитесь замещающим родителем и сразу для себя решаете, что принимаете ребенка таким (или такой), какой он есть, Вы по меньшей мере лукавите. Если Вы мало знакомы или не знакомы вообще, то каким образом Вы можете принять ребенка, не зная, что Вы принимаете? В этой ситуации очень легко “принять” придуманные Вами же качества, вне зависимости от того, соответствуют ли они личности ребенка или нет. И когда открываются несоответствия, родитель испытывает целый спектр эмоций: удивление от поступков или черт, явно “не соответствующих” ребенку, недовольство и злость от плохого и “неправильного” поведения ребенка, страх из-за непредсказуемого и от этого ускользающего от родительского контроля развития событий. Абсолютное большинство взрослых в этой ситуации обвиняют ребенка (в принципе, любого человека, в общении с которым произошел такой “разрыв шаблона”), хотя ребенок в это время просто жил своей жизнью.
✅ПРИНЯТИЕ = “Я знаю своего ребенка и принимаю это знание”

📝Я ПРИНИМАЮ И ЧУВСТВУЮ
Тот факт, что Вы принимаете некоторые черты ребенка, не значит, что Вам они безразличны. Если Вам расстраивает, тревожит, раздражает что-то в поведении другого человека, в первую очередь говорит о том, что это качество срезонировало, отозвалось в Вас, потому что имеет непосредственное отражение в Вашей жизни, в картине мира, возможно, в Ваших личностных чертах.
И при этом принять – не значит смириться. Принимая грубость, злость, наглость другого человека, Вы не обязаны это терпеть, молчать или оправдывать. Принятие другого человека не является синонимом покорности. Принимая другого человека, Вы признаете свою реакцию на его личность и поведение.
✅ПРИНЯТИЕ = “Поведение ребенка и моя реакция – не одно и то же. Я не поддерживаю видимость принятия, скрывая эмоции, я ищу причину реакции и сохраняю стабильность».

📝Я ПРИНИМАЮ И ЛЮБЛЮ
Любовь субъективна. Родительская любовь основана на инстинкте, роли, родительной позиции. Она – причина, по которой Вы выделяете своего ребенка среди 30 танцующих на утреннике ребятишек. Из-за нее Вы ярко реагируете на поведение своего ребенка и можете спокойно воспринять такой же поступок в поведении постороннего человека. Самое главное – любовь не исключает принятие. Но субъективность любви без объективности принятия часто приводит к созданию маленького божества или попросту избалованного ребенка, который лучше, красивее, умнее и способнее всех вне зависимости от ситуации и реальных способностей ребенка.
✅ПРИНЯТИЕ = «Я принимаю достоинства и недостатки своего ребенка и люблю его благодаря и вопреки им»

📝«Я ПРИНИМАЮ И ПРИЗНАЮ»
Признание – это оценка деятельности и личности человека, тесно связанная с базовой потребностью в уважении. Если Вы принимаете все в ребенке, это еще не значит, что Вы обязаны быть объективно-нейтральными и ставить достижения в один ряд с недостатками.
Признание будет выступать как способ выражения Вашего уважения к ребенку. Вы внимательны к его развитию, уважаете его личностные особенности, принимаете его и при этом даете позитивную оценку, поддерживая уверенность в себе, закладывая основу позитивной самооценки.
✅ПРИНЯТИЕ = «Я принимаю ребенка и поддерживаю его развития, признавая достижения и позитивные изменения в нем»

Если в Вашем принятии есть исключения – это уже не принятие. Когда возникают условия, выдвигаемые ребенка, принятие становится условным, что иногда также опасно и чревато негативными последствиями, как и полное непринятие ребенка.
⛔ПРИНЯТИЕ ≠ «Это не мой ребенок»
⛔ПРИНЯТИЕ ≠ «Пусть делает, что хочет, – мне все равно, лишь бы был сыт и здоров»
⛔ПРИНЯТИЕ ≠ «Мне не о чем с тобой разговаривать, ты не заслуживаешь, чтобы с тобой общались»
⛔ПРИНЯТИЕ ≠ «Ты постоянно все делаешь не так»
⛔ПРИНЯТИЕ ≠ «Если бы ты вел себя по-другому, я бы тебя любил(а)»

И самое главное – для того, чтобы продемонстрировать принятие по отношению к Вам, позитивное, устойчивое отражение Ваших достоинств и недостатков, ребенок должен сначала испытать такое отношение на себе. Иными словами, все в Ваших руках.