Представление практики Центра

Раздел сайта находится на реконструкции

Наименование практики

«Постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Курской области»

Номинация

«Я смогу!»

Целевые группы

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалисты по социальному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Предлагаемое решение

В Курской области создана комплексная система постинтернатного сопровождения.

Межведомственным приказом департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, комитета образования и науки Курской области, комитета социального обеспечения Курской области, Фонда социальной поддержки населения Курской области, находящегося в трудной жизненной ситуации, от 07.08.2018 года № 83, 1-825, 191, 4 «Об утверждении Комплекса мер «Стратегия успеха» по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций в Курской области на 2018-2019 годы» был утвержден Порядок межведомственного взаимодействия организаций различной ведомственной подчиненности по сопровождению выпускников из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающий сотрудничество ведомств различной принадлежности в вопросах социализации и адаптации выпускников интернатных организаций и замещающих семей, и в соответствии с которым ОКУ «Центр сопровождения» является участником межведомственного взаимодействия.

В ОКУ «Центр сопровождения» создана сеть специалистов, работающих непосредственно в муниципальных образованиях региона, деятельность которых координируется непосредственно в центре.

Деятельность учреждения по постинтернатному сопровождению включает в себя следующие компоненты:

Клубную деятельность для выпускников детских домов и школ – интернатов, поступивших в организации профессионального образования.

В регионе на постоянной основе действует несколько видов клубов:

«Клуб «Выпускник» – модульная программа по формированию социальных компетенций выпускников организаций для детей-сирот и воспитанников замещающих семей.

Клубы открыты на площадках организаций профессионального образования. В рамках клубов проводятся занятия по формированию ценностей гражданина, профессионального самоопределения, семейных, нравственных и духовных ценностей, навыков здорового образа жизни; профилактике деструктивных форм социального поведения, вредных привычек, вторичного сиротства; по расширению кругозора, умению организовывать свой досуг.

Также проводятся занятия, в рамках которых выпускников знакомят с возможностями получения жилья, системой оплаты жилищно-коммунальных услуг, информируют о системе государственной социальной поддержки, основах налоговой системы и многому другому.

В рамках клуба созданы постоянно действующие секции: «Хозяюшка», «Домашний мастер», «Будущие родители», «Спорт. Здоровье. Отдых».

«Школа молодых родителей» для выпускников, готовящихся к семейной жизни, а также лиц из числа детей-сирот, создавших семью и имеющих детей. В рамках школы проводятся занятия по формированию позитивной установки на создание собственной семьи. В рамках клуба реализуется программа «Молодая мама».  Занятия направлены на формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства, повышение информированности о психологических, медицинских, правовых и экономических аспектах семейной жизни; подготовку выпускников к выполнению родительских обязанностей; профилактику девиантного материнства и вторичного сиротства.

Занятия в клубах проводятся как специалистами ОКУ «Центр сопровождения», так и представителями образовательных организаций, организаций системы государственной социальной защиты, учреждений здравоохранения и других организаций региона.

  • Индивидуальное социальное сопровождение, в рамках которого, кураторы из числа сотрудников ОКУ «Центр сопровождения», помогают найти работу, решить жилищные и другие проблемы, получить меры государственной социальной поддержки (пособия, льготы и пр.).
  • Наставничество, в рамках которого за представителями целевой группы закрепляют постинтернатного наставника. Наличие наставника означает, что у выпускника появляется заинтересованный, значимый взрослый, который сознательно берет на себя ответственность за оказание ему поддержки и помощи.

В качестве наставников привлекаются педагоги, волонтеры из числа взрослых людей, прошедшие специальные программы подготовки, успешные бывшие выпускники организаций интернатного типа.

Наставники работают на добровольной основе.

  • Выездные консультационные пункты, которые организуются для своевременного оказания помощи выпускникам, находящимся в кризисной ситуации.
  • Сопровождаемое проживание, необходимое при получении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. За выпускником закрепляется куратор – специалист по социальной работе ОКУ «Центр сопровождения», в задачи которого входит оказание необходимой помощи выпускнику при его самостоятельном проживании. Сопровождение осуществляется по договору.
  • Сбор и систематизация сведений о выпускниках организаций профессионального образования Курской области, что позволяет проводить мониторинг социальной адаптации выпускников, проживающих на территории области, в ходе которого выявляются потребности выпускников в социальном сопровождении, оценивается качество оказываемой им помощи. Это в свою очередь дает возможность специалистам более четко определять дальнейшие ориентиры работы с детьми-сиротами в постинтернатный период.

Решаемая проблема

Решается проблема высокой социальной уязвимости лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступающих в самостоятельную жизнь.

Пребывание в условиях интернатного учреждения нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности.

В результате, при вступлении их во взрослую жизнь, им сложно адаптироваться к жизни в обществе: найти работу, решить жилищные проблемы, создать полноценную семью. Выпускники сиротских учреждений нередко становятся жертвами мошенников. Создаваемые ими семьи быстро распадаются, у них отсутствуют родительские компетенции и, как следствие, достаточно часты случаи отказов от новорожденных.

Эти особенности в меньшей степени характерны для воспитанников замещающих семей, но и они испытывают трудности при вступлении во взрослую жизнь.

Ключевые результаты

Охват целевой аудитории:
2012 год – 120 чел.
2015 год – 675 чел.
2016 год – 1350 чел.
2017 год – 2025 чел.
2018 год – 2700 чел.
2019 год – 3287 чел.
первое полугодие 2020 года – 3598

Снижение количеств отказов от новорожденных:
2012 год – 3
2016 год – 0
2017 год – 0
2018 год – 0 
2019 год – 0
первое полугодие 2020 года – 0

Снижение количества проблем, связанных с трудоустройством:
2012 год – 312
2015 год – 283
2016 год – 259
2017 год – 235
2018 год – 182
2019 год – 120
первое полугодие 2020 года – 46

Снижение количества проблем, связанных с отсутствием регистрации по месту жительства:

2012 год – 186
2015 год – 86
2016 год – 75
2017 год – 12
2018 год – 3
2019 год – 1
первое полугодие 2020 года – 1

Снижение количества проблем, связанных с отсутствием жилья или временного места жительства:
2012 год – 204
2015 год – 181
2016 год – 155
2017 год – 92
2018 год – 59
2019 год – 31
первое полугодие 2020 года – 18

Снижение количества одиноких матерей:
2012 год – 35
2015 год – 32
2016 год – 29
2017 год – 27
2018 год – 23
2019 год – 17
первое полугодие 2020 года – 11

Аргументация лидерства

Комплексная, системная деятельность, отлаженное межведомственное взаимодействие, организация сопровождения, подготовка и обучение специалистов, осуществляющих сопровождение, аккумулирование новейших методик и технологий сопровождения и их внедрение в муниципальных образованиях, позволило увеличить количество успешно адаптированных выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.   

В 2016 году ОКУ «Центр сопровождения» стал победителем в номинации «Мы вместе» выставки-форума «Вместе – ради детей! Многовековые традиции семьи – фундамент будущего России» за эффективную работу по оказанию социальной, психологической и юридической помощи замещающим семьям и гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В 2019 году ОКУ «Центр сопровождения» награжден дипломом ТОП-100. Сто лучших региональных практик в номинации «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатное сопровождение. Наставничество». Проект «Организация и осуществление социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и старше, в Курской области».

В 2019 году практика добровольческой помощи и наставничества в отношении детей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации ОКУ «Центр сопровождения» стала номинантом X Всероссийской выставки-форума «Вместе – ради детей! Национальные цели. Десятилетие детства» в номинации «От сердца к сердцу».

В 2019 году практика ОКУ «Центр сопровождения» по постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала победителем в конкурсе лучших региональных и муниципальных практик, реализованных в рамках Десятилетия детства, организованном Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

Масштаб внедрения

Опыт ОКУ «Центр сопровождения» по постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внедрен на территории всей Курской области.

С 2018 года ОКУ «Центр сопровождения» является Всероссийской стажировочной площадкой по направлению: «Организация постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». За время работы стажировочной площадки подготовку прошло 182 специалиста из 20 регионов Российской Федерации.

В 2019 году опыт по постинтернатному сопровождению ОКУ «Центр сопровождения» был представлен на специализированной областной выставке «Здоровый образ жизни»

В 2020 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был издан информационно-методический сборник, обобщающий опыт центра по постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.